03.12.2013 14:13   5198   
 

Куратор арт-проектов Buro17

Все статьи автора

Русское искусство в Лондоне: битва за «Купальщиц» Машкова

Итоги недели аукционных торгов произведениями русского искусства, прошедшей в Лондоне, специально для Finparty подводит Мария Альпидовская, куратор арт-проектов Buro17.

Неделя «русских торгов» в Лондоне принесла продавцам более 55 млн фунтов стерлингов. Из этой суммы 24 млн обеспечили четыре аукциона Sotheby’s, причем половина выставленных на них лотов ушла по ценам, превышающим верхние границы эстимейтов.

Помимо традиционных дневных и вечерних торгов, а также торгов декоративно-прикладным искусством Sotheby’s организовал еще и аукцион Contemporary East, где было представлено 90 современных произведений из России и стран Восточной Европы. Аукцион принес девять ценовых рекордов, его суммарная выручка достигла 2,43 млн фунтов стерлингов. Самым дорогим лотом оказалась картина Ильи Кабакова «Праздник №6», ушедшая за 962 500 фунтов стерлингов. Для сравнения: «Праздник №10» этого же автора в апреле 2011-го был продан за 1,5 млн фунтов стерлингов.
Некоторые лоты, представленные на
Некоторые лоты, представленные на "русских торгах" в Лондоне, в начале ноября можно было увидеть в Москве. В том числе картину "Купальщицы" Ильи Машкова
В целом сделки проходили в пределах эстимейтов. Исключением стали работы художника Георгия Гурьянова, который по совместительству являлся барабанщиком легендарной группы «Кино». Его «Портрет Виктора Цоя» ушел с молотка за немыслимые 128 500 фунтов стерлингов, что в разы превышает первоначальную оценку. Хотя ранее на аукционе «Совком» картина Гурьянова «Пианист» была продана лишь за 1,1 млн рублей. 

Впрочем, главная сенсация случилась еще до начала торгов. Авангардные работы Роберта Фалька «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» (1917-й год) и Петра Кончаловского «Семейный портрет» (1917-й год) были выкуплены неназванным коллекционером из России по ценам, сильно превышающим эстимейты. По неофициальным данным, «Мужчина в котелке» ушел за 6,25 млн фунтов стерлингов при оценке в 2,5-3,5 млн, а «Семейный портрет» – за 4,68 млн фунтов стерлингов, что вчетверо выше предыдущего ценового рекорда для произведений Кончаловского (1,04 млн). Заметим, что картину с названием «Семейный портрет» автор писал трижды. На Sotheby’s продано самое масштабное из полотен. Два других находятся в коллекциях Русского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереи в Москве.

Ключевым лотом на основных торгах Sotheby’s считалась картина Генриха Семирадского «Потерпевший кораблекрушение». Шедевры этого автора крайне редко выставляются на аукционах, ведь немногое из наследия художника сохранилось до наших дней. Например, утрачены фрески из разрушенного храма Христа Спасителя. Однако итоговая цена полотна не сильно превысила нижний предел эстимейта, составив лишь 1,08 млн фунтов стерлингов. Самой же крупной аукционной сделкой оказалась продажа работы художника Николая Фешина «Обнаженная» из коллекции голливудского актера Джордана Монтгомери. Покупатель заплатил за нее 1,26 млн фунтов стерлингов при эстимейте в 500 000 – 700 000. Деньги от продажи лота поступят в благотворительный фонд Джордана Монтгомери. А вот другая картина Фешина «Индийское ожерелье», также выставленная на торги, вызвала дискуссии о своей подлинности. Некоторые эксперты отметили несоответствие представленного лота и полотна, изображенного на фотоснимке, где Николай Фешин позирует на фоне завершенной композиции. И хотя работу с аукциона все-таки не сняли, никто из покупателей ею не заинтересовался.
 
 
Лот, представленный на аукционе
 
 
1/2
В итоге из 27-ми лотов, выставленных на аукционе Sotheby’s «Шедевры русского искусства», владельцев сменило 20, что составляет 74% и, очевидно, является хорошим результатом.

Аукционный дом Christie’s в этот раз ограничился одним крупным аукционом русского искусства. Топовым лотом стала работа Ильи Машкова «Купальщицы». Christie’s снова поставил на Машкова и снова не прогадал. Названная картина оказалась самым дорогим произведением из всех, проданных на лондонских русских торгах этой осенью. Стоимость полотна составила 4,11 млн фунтов стерлингов при эстимейте в 600 000 – 800 000. Впрочем, на прошлых русских торгах «Натюрморт с фруктами» Машкова был оценен в сопоставимую сумму 4,8 млн фунтов стерлингов. В целом же из 228 выставленных Christie’s произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства продать удалось 85%, выручив 16,9 млн фунтов стерлингов.

Два других крупных игрока аукционного бизнеса, Bonhams и MacDougall’s, тоже провели по одному аукциону русского искусства. Первый предложил покупателям 146 лотов, из которых новых владельцев обрело 55% произведений искусства. Выручка составила около 6 млн фунтов стерлингов. MacDougall’s опередил Bonhams по денежному итогу торгов, выручив 8,72 млн фунтов стерлингов, но вот по доли проданных лотов отстал от всех конкурентов. Покупателям перешло примерно 39% из всех предложенных произведений (191 лот из 490). При этом ни одна работа не заслужила оценку выше 1 млн фунтов стерлингов, хотя несколько шедевров и ушли по рекордным для их авторов ценам.

Нынешняя «русская неделя» разрушила иллюзию недоступности аукционных цен. Основная масса произведений в каталогах Sotheby’s и Christie’s оказалась дешевле 100 000 фунтов стерлингов. Бесспорно, этот маркетинговый ход беспроигрышный, он привлекает большое число новых потенциальных покупателей. И в результате мы видим повышение интереса коллекционеров к русскому искусству. На этой волне всеобщей эйфории стоит ждать новых ценовых рекордов.

Также читайте:
Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015