06.05.2014 04:22   8065   
 
Промсвязьбанк

Директор по исследованиям и аналитике

Все статьи автора

Николай Кащеев: Сочи после Олимпиады

Накануне майских праздников директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев совершил деловую поездку в Сочи. В свободное время банкир исследовал окрестности и оценивал инвестиционную и туристическую привлекательность инфраструктурных объектов, продолжающих жить своей жизнью после Олимпиады. Своими наблюдениями он поделился с Finparty.  
Порт Сочи
Порт Сочи
Банковский саммит, организованный Центром финансовых технологий, ставший главным поводом для моей очередной поездки в Сочи, проходил в три дня и включал круглые столы и выступления буквально по всем возможным банковским и околобанковским темам: от IT до взаимодействия банков с клиентами.

Все участники форума жили в отельном городке «Горки», расположенном на склоне выше бывшей деревни Эсто-Садок, куда можно было попасть либо по крутому серпантину либо на подъемнике, пользоваться которым, кстати, гости отеля могли бесплатно. От городка, несколько кварталов которого составляют только отели, другие подъемники вели дальше вверх, как я понимаю, на лыжные склоны. 

Конец апреля – не сезон, так что местами позеленевшие склоны уже не должны были бы привлекать лыжников. Каково же было наше удивление, когда на подъемник сел одинокий спортсмен в полной экипировке с лыжами. Позднее, уже в Сочи, от водителя такси, коренного сочинца, мы узнали, что склоны пользуются популярностью среди экстремалов. 

Впрочем, наш отельный городок над Красной Поляной был пуст. После заседаний делать тут было решительно нечего, разве что любоваться горами и закатами, виднеющимися в претенциозных арках новоделов. 

Мы с супругой спустились вниз, в городок-новострой, который раскинулся между шоссе и горной речкой Мзымтой напротив исторической деревушки Эсто-Садок. В ней мы останавливались еще во время начала олимпийского строительства в надежде покататься на горных лыжах. Тогда мы так и не смогли найти ни одного открытого для катания склона. Дело было в январе, и наши лыжи без надобности простояли весь срок нашего пребывания в хранилище отеля, тогда как мы скитались по начавшейся стройке под дождем. 

Сейчас же перед нашим взором предстал городок, наполовину состоявший из отелей. Очевидно, архитекторы очень стремились вдохнуть в него горных дух, но поскольку они не решились слишком активно эксплуатировать тему шале, в конечном счете у них получилась причудливая эклектика. В этом смешении колонн, арок, всевозможных форм окон и балконов, подшитых деревом крыш к своему удивлению мы даже обнаружили элементы дворца венецианских дожей с площади Сан-Марко! 

Нас не покидало ощущение того, что стройка еще не вполне завершена: городок не успели обжить, прохожих и припаркованных машин на улицах было мало. Но не сезон, не сезон... Кое-что еще действительно нуждается в завершении, отделке, территория – в благоустройстве. Впрочем, все представляют себе новые районы любого российского города и, полагаю, понимают, о чем идет речь.

Через пару дней мы переехали в Сочи. Дорога вела вдоль знаменитой железной дороги Сочи-Красная Поляна. Она почти вся состоит из мощных мостов, тоннелей и укрепленных титанических насыпей. Вода Мзымты бурлит вокруг быков мостов, ударяется о бетонные укрепленные берега и несется дальше, к морю, часто под самыми рельсами. На склонах гор над железной дорогой кое-где видны большие сооружения, предназначенные для защиты трассы от разных горных неприятностей: лавин, обвалов, камнепадов. Во множестве мест ручьи собираются в искусственные русла, чтобы дорога пересекала их в строго отведенных местах. Остается сожалеть, что движение по такому сооружению сегодня ограничивается всего четырьмя электричками в день. 

Город Сочи готовился к летнему сезону: приводили в порядок набережные и улицы. У Сочи перед Красной Поляной есть одно преимущество – это давно обжитое место. До олимпийских объектов мы не добрались, да и планов таких не было. Вместо этого мы не в первый раз посетили весьма харизматичный местный дендрарий, в пригородах – Агурские водопады с заездом на дачу Сталина, смотровую башню в селе Ахун, откуда любовались горными хребтами до горизонта, и неплохой ресторан «Генацвале».

Нужно признать, что благодаря строительству к Олимпиаде объездной дороги дорожная ситуация в Сочи намного улучшилась. Это отмечают и местные жители. Выросшие вдоль моря жилые башни, в основном пустующие, делают из Сочи подобие небезызвестного города Бенидорм, что лишает исторический курорт части его своеобразия. В чисто российском духе обходятся некоторые владельцы рекреаций и с исторической набережной… 

Сочи и его окрестности – прекрасный природный, исторический и курортный уголок. Сейчас, к сожалению, часть столь привлекательного своеобразия этих мест утрачена, причем, увы, не всегда ради повышения качества жизни, уровня туристического сервиса и т.п. В то же время, налицо заметное улучшение и модернизация инфраструктуры. 

Очевидно, что для возврата уже вложенных инвестиций потребуются серьезные дополнительные усилия. Что-то нужно завершить, что-то усовершенствовать, оптимизировать, и, главное, обеспечить поток туристов. Для этого должна быть проведена большая маркетинговая работа, нужно выявить и обустроить места и объекты, привлекающие отдыхающих, ни в коем случае не разрушая уникальный природный комплекс – главную достопримечательность этих мест. Нужно понимать, ради чего туристы могут ехать сюда массово, и продвигать эти конкурентные преимущества. Возможно, на годы придется пожертвовать маржей отельного бизнеса, сдерживая дальнейший рост нынешних весьма высоких цен. Возможности есть, и после Олимпиады их стало больше – необходимо использовать их в полной мере. Это означает, что инвестирование должно продолжаться. Без серьезных усилий окупить эту грандиозную стройку, сделать ее постоянным прибыльным предприятием, а не просто декорацией, вроде некоторых известных теперь миру китайских городов, будет весьма и весьма непросто. Но возможно.
Один из водопадов в окрестностях Сочи
Один из водопадов в окрестностях Сочи
Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015