15.05.2014 11:20   5512   

HBR: как заимствовать чужие управленческие идеи

Любая компания может провести у себя преобразования, опираясь на чужой опыт, главное делать это грамотно, пишет профессор Лондонской бизнес-школы Джулиан Биркиншау в колонке для американской версии Harvard Business Review (HBR).
Заимствованные у других компаний идеи могут прекрасно прижиться в вашей, если на каждом этапе их внедрения совершать правильные ходы
Заимствованные у других компаний идеи могут прекрасно прижиться в вашей, если на каждом этапе их внедрения совершать правильные ходы
Радикальные инновационные преобразования привлекают к компаниям внимание журналистов, консультантов и общественности. Но у публичности есть и обратная сторона: если ваши планы потерпят фиаско, хвалебные отзывы быстро сменятся критикой. Как же этого избежать? Существует два метода использования чужих управленческих практик: можно внедрять их у себя «слово в слово», а можно брать из них только самое основное — главную идею — и адаптировать к собственным реалиям. Ведь даже те подходы, которые прекрасно работают у кого-то еще, в вашем конкретном случае необязательно должны приносить такие же высокие результаты. Для начала необходимо задать себе несколько простых вопросов: чем ваша компания отличается от той, на которую вы ориентируетесь? Действительно ли перед ней стоят цели, на которые направлены те или иные преобразования? Впрочем, даже если вы поймете, что чужая идея вам не подходит, ее анализ наверняка поможет вам улучшить уже сложившиеся управленческие практики.

Итак, вот два метода заимствования чужого опыта.

1. «Изучить и применить»

Такой подход бывает эффективным, если ваша идеология и цели в целом совпадают с идеологией и целями компании, на чей опыт вы опираетесь. Но гораздо чаще получается так, что подходы, успешно применяемые в одном бизнесе, другому только вредят.

2. «Взять главную идею»

Чтобы минимизировать риски,можно взять на вооружение только ключевые принципы чужой практики. Вот показательный пример компании UBS Wealth Management, которая, следуя стратегии, разработанной в 2000-м году после удачной сделки поглощения, продолжила искать новые точки роста. Во время общего мозгового штурма менеджмент пришел к выводу, что одним из самых больших препятствий для роста являются особенности корпоративной процедуры бюджетирования — а именно, потеря времени из-за сложного обмена информацией между головным офисом и подразделениями. Один из сотрудников предложил обратиться к опыту Svenska Handelsbanken, которая традиционно завершала бюджетирование на квартал раньше. Группа сотрудников из UBS посетила шведскую компанию. Даже обнаружив, что бизнес-модель у нее совершенно другая, менеджеры решили позаимствовать некоторые из ее управленческих принципов. В частности, был смягчен контроль со стороны головного офиса, расширена ответственность линейного персонала, налажена дружественная конкуренция между подразделениями одного типа. Однако, скажем, бонусную систему в UBS оставили прежнюю.

Конечно, метод «взять главную идею» не так прост в применении, как хотелось бы. Во-первых, выделить главное и отсеять побочное — задача нетривиальная, здесь все мы заложники личного опыта и знаний. С другой — даже выделив главные принципы, нужно еще найти способы правильно их применить.

Извлечь ценный опыт из чужих попыток можно даже даже в том случае, если эти попытки были не слишком успешными. Вот несколько советов. 

1. Возьмите время для анализа

Не стоит попадать под чары чужого успеха и предпринимать какие-либо шаги сразу же, как только опыт другой компании попадает в фокус вашего внимания. Возможно, вам потребуется несколько лет на одно только его осмысление, не то что на заимствование.

2. Не бойтесь разрушать

Если уж вы решились двигаться вперед, нужно начать задавать себе острые вопросы. К процессу неплохо также привлекать людей со стороны, чтобы они могли делиться свежим взглядом на ситуацию в компании.

3. Стройте гипотезы

Возможно, вы обнаружите, что компания, у которой вы заимствуете идеи, тестирует новые подходы, чтобы проверить, принесут ли они тот или иной желаемый результат. К примеру, если компания экспериментирует, давая сотрудникам возможность работать из дома, гипотезой могла бы стать мысль о том, что более либеральный режим работы повлияет на степень вовлеченности персонала и в конечном счете на его продуктивность.

4. Оцените имеющиеся результаты

Посмотрите объективно на свою компанию — насколько к ней применимы модели, работающие у других? Достаточно ли она инновационна и готова к нетрадиционным решениям? Не будет ли загублена идея из-за бюрократических препятствий?

5. Экспериментируйте

Переосмыслить идею проще до того, как предприняты первые практические шаги. Но даже если процесс уже запущен и идея вам продолжает казаться захватывающей, позволяйте себе экспериментировать — проверяйте различные гипотезы, рискуйте.

6. Помните: это легко, но долго

Успешные управленческие инновации выкристаллизовываются в течение многих лет, а ведь нужно еще найти им правильное применение. Еще какое-то время зачастую проходит, прежде чем начинается их практическое применение.
Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015