21.05.2015 09:00   7060   
 

Специалист по истории материальной культуры

Все статьи автора

Как экономика стала такой: «баррель» пива

Пиво — один из древнейших в мире финансовых инструментов. Его придумали, когда человек еще учился считать, а вместо денег использовал зерно.

Там, где люди впервые перешли от скотоводства к земледелию, зерно стало средством платежа. Крестьяне древности приходили на рынок с мешком ячменя и мерным ящичком-четвериком. За один товар давали два четверика зерна, за другой — три, а каких-то вещей брали по несколько штук за четверик. Проблемы возникали у тех, кому земледельцы несли много зерна, то есть у жрецов и храмов. От сырости зерно в закромах богов прорастало. Брожение уничтожало храмовые сокровища, как много тысяч лет спустя инфляция сжирает деньги в кубышках.

Всех спас тот, кто изобрел пивоварение. Древнейшему дошедшему до нас рецепту пива 5000 лет. Его записали шумеры, создатели первой цивилизации Двуречья. Он приводится в гимне пивной богине Нинкаси — дочери бога воды Энки и богини земли Нинхурсаг.

Пиво придумали женщины. Они же были первыми пивоварами и открыли первые питейные заведения. Согласно мифу, случилось это так. Пока Нинхурсаг путешествовала, Энки со скуки затеял инцест с дочерью, а потом — с родившейся от этой связи внучкой. Под конец бедняга добрался до правнучки, но к тому времени у него уже ничего не получалось с женским полом. Тут вернулась Нинхурсаг, пожалела Энки, и родила ему аж восемь детей, среди которых была Нинкаси. Эта самая девочка и подарила людям напиток, от которого, как поется в гимне, «сердце радостно, и печень счастлива».
Первыми пивоварами были женщины и они же открыли первые питейные заведения
Первыми пивоварами были женщины и они же открыли первые питейные заведения
Еще от него были счастливы жрецы, потому что пивоварение — это утилизация проросших зерен. Если их растереть в порошок, замесить с мукой и запечь на солнышке (чтобы не погибли дрожжи), а затем размолоть полученные лепешки и сварить с финиковым сиропом и медом, то после пары дней брожения будет готово пиво. Такое же пиво делали древние египтяне, а сейчас эта традиция сохраняется в Африке южнее Сахары. По вкусу калорийное сладкое варево напоминает одновременно сидр и бельгийский домашний эль.

Рентабельность такого пивоварения можно оценить по кодексу Хаммурапи — древнейшему закону, в котором упомянуто пиво (около 3800 лет назад). Параграф 111 гласит: «Если хозяйка питейного заведения отпустила в долг 60 ка пива, то после сбора урожая ей отдают 50 ка зерна». Дело ясное — зимой крестьяне пили в кредит. После жатвы они тащили свой ячмень в корчму. «Ка» в тексте закона — это некая мера объема. Для простоты расчетов примем ее равной 1 литру. Насыпная плотность ячменя достигает 750 граммов на литр. Значит, хозяйка питейного заведения за 60 литров пива получает с клиентов 37,5 кг зерна (50 х 0,75 = 37,5). Между тем, из 37,5 кг ячменя можно сварить 120 литров пива. Вычитая затраты на финики и труд пивоваров, за отпущенные в долг 60 литров получаем все 100. Доходность вложения пивного капитала составляла 66,7%.

При Хаммурапи уже ходили серебряные деньги, и хозяйка корчмы порой стремилась «зафиксировать прибыль в старшей валюте»: не хотела принимать плату зерном, требуя серебро (после сбора урожая ячмень и так девать некуда). А плативших серебром старались обвесить либо недолить им пива. За все подобные деяния параграф 108 предусматривал утопление хозяйки заведения в речке.

Наказывать за недолив можно только в том случае, если существуют стандартные меры объема. В Междуречье и в Египте были типовые кувшинчики для пива. Более того, египтяне ввели специальный ГОСТ под названием «ценность выпечки» — кувшин пива должен быть приготовлен из такого-то количества ячменя, ни больше, ни меньше. Такими стандартными хлебами и кувшинами в Египте выдавали жалованье.
Хозяйке корчмы опасно было нарушать
Хозяйке корчмы опасно было нарушать "пивной ГОСТ": наказание могло быть суровым
Свидетельство тому — надписи на дверях египетских гробниц. Это своего рода чеки, показывающие богам, что умерший погасил долги по заработной плате. Типовой чек гласил: «Сотворил я гробницу эту за хлеб и пиво, данные всем мастерам... За это они славили бога». Сложные работы оплачивались еще и вещами. Например, похороненный в Гизе верховный судья на краю могилы клялся, что не обидел строителей: «Тот, кто в этой гробнице, сотворил ее за хлеб и пиво. И все мастера славили ради меня всех богов. А дал я им одежду, умащение, медь, ячмень в весьма большом количестве».

Египетская бюрократия расписала «ставки» для всех профессий. Строитель пирамид за день зарабатывал три хлеба (т.е. три батончика размером с «разогнутый» рогалик) и два кувшина пива. Возведение пирамиды привлекало кадры не размером жалованья, а тем, что это было место работы на много лет с гарантированным ежедневным питанием.

Царица — жена фараона — получала в день 10 хлебов и два кувшина пива. Принцессе полагались те же 10 хлебов, а пива только один кувшин. Зато охранявший гарем фараона офицер за день потреблял 20 хлебов и два кувшина пива. Это уже превосходит человеческие возможности при самом хорошем аппетите. К тому же, гвардейцы, как и принцессы, предпочитали пиву импортное красное вино, которое было в пять раз дороже. Но зато они тратились на слуг, получавших пиво и хлеб. Чтобы учесть такие расходы, люди научились вести счета.

Солдат в походе ежедневно получал порцию хлеба и пива, приготовленную из 600 граммов зерна. Оставшаяся часть жалованья военнослужащего заносилась на личный счет, открытый на государственном складе продовольствия. До нас дошли древние солдатские «сберкнижки» — деревянные батончики (модели типового хлеба в масштабе 1:1), на которых иероглифами написана положенная сумма в хлебах.
Царица Клеопатра под видом борьбы с пьянством первой обложила пиво налогом
Царица Клеопатра под видом борьбы с пьянством первой обложила пиво налогом
Казенным складом продовольствия заведовал придворный пивовар. Этот специалист был все время при деле — он перетряхивал фараоновы закрома и превращал проросшие зерна в ликвидность, то есть в пиво. Чтобы ни один вид и сорт злаков не пропадал даром, завскладом варил пиво сразу пяти разных сортов.

Вернувшись из похода, военный мог «обналичить» на казенном складе часть своих сбережений в хлебе и пиве. Всю «сумму» он обычно не «снимал», а договаривался, чтобы казна оплачивала его текущие домашние расходы. На большее жидкая валюта не годилась. Но свою роль она сыграла: когда появились металлические деньги, египтяне уже освоили науку измерения и счета и могли вычислить ростовщический процент.

Монета положила конец «финансовой» истории пива. Из напитка богов и денежной единицы пиво «понизили в звании» до простого источника удовольствия и калорий. Царица Клеопатра обложила его налогом, как любой другой товар. Народу объявили, что ведется борьба с пьянством. На самом деле после убийства Цезаря Клеопатра вмешалась в римскую гражданскую войну на стороне Марка Антония. Нужен был флот, который и построили за счет любителей пива.

Эту войну Египет проиграл и оказался в составе Римской империи. Страна фараонов прославилась на всю Европу как «пивная провинция». Египетский напиток пришелся по вкусу соседям Рима — германцам. Они сложили легенду о женитьбе короля баваров Гамбринуса на египетской богине Изиде. Она выучила мужа готовить пиво, а потом исчезла. Сказка закончилась. Началась индустрия.

Иллюстрации — Дарья Серебрякова
Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015