21.10.2015 13:00   4134   

Эрик Лефкофски: подойти к краю — и прыгнуть

FP не устает изучать блоги капитанов большого бизнеса. Сегодня мы полистаем блог миллиардера так называемой новой волны, сделавшего состояние в Интернете и создавшего Groupon.com, — Эрика Лефкофски.

Эрик Лефкофски родился в 1969 году в штате Мичиган в США в семье инженера-конструктора и учительницы. Как и следовало «мальчику из хорошей семьи», он усердно учился в школе, а потом поступил в университет — на юридический факультет. Однако его уже тогда тянуло к предпринимательству: студентом он занялся торговлей коврами. И это было только началом. В 90-е в США семимильными шагами развивался Интернет, и Лефкофски оказался одним из первых, кто сообразил, что в виртуальном пространстве можно делать реально большие деньги. В 1999 году он и его друг Брэд Кейуэлл «ушли в Сеть» — создали свою первую интернет-компанию Starbelly, которая сосредоточилась на рекламе и продвижении товаров и услуг. Дела быстро пошли в гору, и через пару лет компаньоны продали бизнес за хорошие деньги. Потом было еще несколько интернет-проектов, которые тоже можно было бы считать вполне успешными, пока в начале 2007-го Лефкофски вместе с партнерами не запустил интернет-аукцион ThePoint.com, через год сменивший название на Groupon.com. Именно этот проект и стал звездным часом интернет-предпринимателя из Мичигана.

Если в 2007 году Лефкофски вложил в него порядка $1 млн, то в уже в 2010-м компания оценивалась в $1,35 млрд и была признана Forbes самой быстрорастущей в истории!

Ныне предприниматель работает генеральным директором Groupon.com, одновременно занимаясь преподавательской деятельностью в Чикагском университете. Он женат, у него трое детей. Журнал Forbes оценивает его личное состояние в $1,05 млрд и ставит на 1173-е место в ряду миллиардеров мира.

Вести персональный блог Лефкофски начал в 2011 году, то есть в пору оглушительного успеха Groupon. Особо усердным блогером он никогда не был: пишет всего по несколько постов в год, причем в последнее время в основном непосредственно о своей компании. О том, что еще его сегодня особенно волнует, можно судить скорее по его микроблогу в «Твиттере» @lefkofsky, куда он кидает заинтересовавшие его ссылки на чужие ресурсы. К примеру, о том, что 4 млрд жителей Земли до сих пор обходятся без Интернета или об архитектурных творениях Дэвида Аджайе.

Вот некоторые выдержки из его основного блога за разные годы.

01-1.png

Деньги, культура или талант

21.10.2011

Сегодня я участвовал в обсуждении судьбы инноваций в Чикаго. Ближе к концу дискуссии кто-то в аудитории спросил, что, по моему мнению, стало самым большим препятствием для развития технологий в регионе — отсутствие денег, культуры или таланта. Не колеблясь, я ответил, что отсутствие культуры.

Средний Запад богат предпринимательскими талантами, в то время как денежные средства здесь, может быть, сосредоточены не в таком изобилии, как в некоторых других местах. Но если у вас есть действительно отличная идея, обычно можно найти и деньги. Что сдерживает нас — так это, на мой взгляд, культура.

Для того чтобы внедрять инновации, нужна культура, которая ставит на пьедестал тех, кто идет на риск. Один из моих коллег по дискуссии прекрасно ее подытожил. Если наступает день, когда 35-летний муж, отец семейства, приходит вечером домой и заявляет своей жене: «Дорогая, сегодня я бросил работу, чтобы заняться стартапом», а она отвечает: «Это хорошая новость!», — значит у вас существует культура, в которой чтят готовых рисковать.

Эрик и Лиз Лефкофски
Эрик и Лиз Лефкофски

К сожалению, у нас в Чикаго пока нет такой культуры. Мы не поощряем людей к тому, чтобы все бросить и осуществлять свои мечты. Мы не поощряем их идти вперед и принимать непроверенные решения. Мы не кидаем деньги на новые идеи. Мы не начинаем с веры, мы начинаем с неверия.

И эта философия «невозможности» широко распространена не только на технологическом ландшафте Среднего Запада, но и в большей части страны, практически в каждой отрасли. Да, есть отдельные географические аномалии (Силиконовая долина, Нью-Йорк, Бостон...). Но по большей части мы все застряли в одной и той же колее.

Несколько лет назад я был вовлечен в некоммерческий проект, имевший целью финансирование исследований опухоли мозга. Ежегодно выдавались десятки грантов, но мне хотелось поддержать деньгами еще один. Не просто очередной проект из отобранных, а джокера. Мне хотелось выбрать проект, у которого не было бы никаких шансов получить финансирование, и вложить деньги именно в него.

Моя логика была проста. Раз нынешний подход не работает, какой вред будет от нового подхода?

Хотя логично было предположить, что организаторы ухватятся за шанс попробовать что-то новое, они этого не сделали. Они отнеслись к этому новому подходу, к этой нетрадиционной идее, к этому рискованному предприятию так, как обычно относится большинство из нас. Они c ходу его отвергли.

Так как же может быть, что в мире, который радуется изобретениям (телефона, лампочки, компьютера, автомобиля), мы привыкли отвергать тех, кто рискует и стремится к инновациям? Ответ прост: культура. И начинать менять ее мы должны с человека, которого видим в зеркале.

Самое время поощрить всех тех, кто плюет на предостережения и рискует. Самое время писать статьи о тех, кто бросил все ради того, чтобы построить что-то новое, нечто такое, чего не было никогда раньше. Самое время приглашать на шоу Опры Уинфри не Тома Круза, а тех, кто с треском провалился в реализации своих мечтаний.

Ходят слухи, что Эдисон сделал 10 000 попыток, прежде чем изобрести лампочку. Всего 10 000 неудач, но зато здесь все еще довольно светло.

02.png

Все или ничего

21.02.2012

Что делает Фрэнка Синатру таким классным? Вы можете ответить: голос, волосы или тот факт, что он занимался сексом одновременно с Авой Гарднер и Мией Фэрроу. Я думаю, что все куда проще. Полагаю, все дело в его бескомпромиссной приверженности тому, чтобы быть самим собой. Во все времена и при всех обстоятельствах.

Может быть, в большей степени, чем любой другой артист ХХ века, он не отходил от того, что сделало его великим. Хотя стили и эталоны звучания радикально менялись за время его карьеры, пока мы открывали рок-н-ролл, джаз, диско, блюз, R&B, Soul Punk, и поп, Синатра не сходил со своего пути, он никогда не отказывался от романтической баллады.

И я думаю, что важнейший урок, который мы должны извлечь у Фрэнка, состоит вот в чем: если вы отказываетесь от своих убеждений, вы рискуете заблудиться.

Если вспомнить по-настоящему инновационные предприятия, созданные за последние 50 лет, они практически всегда были под управлением тех, кто оставался непоколебим в отстаивании своего видения, часто перед лицом острого противостояния и критики.

Компания Apple, руководимая Джобсом, продолжала фокусироваться на дизайне, даже когда Microsoft доминировала на рынке. Google под началом Брина и Пэйджа продолжали фокусироваться на всемирном поиске, хотя в этой сфере доминировали другие игроки. Facebook Цукерберга продолжал фокусироваться на продукте даже тогда, когда взлетел трафик MySpace.

Это в некотором роде безумие — отказываться слушать голос здравого рассудка из твоего ближайшего окружения, который убеждает вас и толкает к медиакратии.

Мы все приучены быть нормальными, приспосабливаться, тяготеть к середине. Нас учили, что все избыточное — зло. И все-таки ради инноваций, ради того, чтобы построить что-то или попробовать нечто такое, что никто никогда прежде не пробовал, вы не должны быть нормальным, вы не должны приспосабливаться, вы не должны жить в теплом животе золотой середины. Вы должны подойти к краю и прыгнуть. Другого пути просто нет...

03.png

Чипы от старого блока

21.12.2011

Уже несколько раз за последние несколько недель меня спрашивали... почему я продаю акции такой компании, как Groupon, которая явно находится на самых ранних стадиях своего роста и еще не реализовала весь свой потенциал.

Ответ получается очень сложным и в то же время удивительно простым.

Давайте забудем про сложный ответ, который имеет отношение к моему отцу, Великой депрессии, компании под названием Halo, Энтони Хопкинсу в фильме «Волшебный» и девушке, которая разбила мне сердце в средней школе.

Простой ответ таков: у нас просто нет особого выбора. В отличие от типичного учредителя, который может основать одну компанию и верить в нее с такой страстью, что отказывается продавать свои акции, мы создали 10 компаний. В любой день в нашем распоряжении сотни миллионов их акций.

Теперь вы могли бы сказать: и что, любой венчурный инвестор располагает массой акций, и он, как правило, не продает их в течение долгого времени. Отличие заключается в нашем особом статусе. Мы не просто венчурный фонд. Мы отчасти учредители, отчасти предприниматели, инвестиционные ангелы, бизнес-инкубатор и в то же время фонд прямых инвестиций на поздней стадии, отчасти консультанты. А сумма всех этих слагаемых означает, что мы обычно владеем подавляющим большинством акций наших компаний, а не каким-то небольшим процентом.

Крис Лигуори, венчурный инвестор Брэд Кейуэлл и Эрик Лефкофски
Крис Лигуори, венчурный инвестор Брэд Кейуэлл и Эрик Лефкофски

Если мы держим все акции в течение долгого времени... это может разрушить компанию и ударить по ценам, которые мы смогли бы получить. Поэтому мы время от времени продаем небольшие пакеты. Иногда нам удается получить за них хорошую цену (в историческом сопоставлении), а иногда дерьмовую. Мы продали акции InnerWorkings по $1 за штуку, хотя они стоили порядка $20 до обвала рынка в 2008 году... Я бы не стал особо париться по этому поводу, ведь нам посчастливилось продать пакеты на сотни миллионов долларов, и это позволило продолжать делать то, что мы делаем лучше всего, т. е. создавать большие технологические бизнесы.

Что же касается Groupon, то я не пророк и у меня нет хрустального шара, но, учитывая то, что я знаю сегодня о стратегическом развитии компании и ее потенциальном воздействии на социальную коммерцию, мне думается, что в один прекрасный день цена, по которой мы продавали акции сейчас, покажется нам низкой.

04.png

Книги по бизнесу — пустая трата времени (включая мою)

21.07.2011

Просто я понял прямо сейчас, прямо в этот момент, что чтение книг по бизнесу является пустой тратой времени. И что особенно дико, что я ведь и сам написал одну такую.

Если задуматься, кажется несусветной сама идея, что кому-то позволено разливаться мыслью по древу на сотнях страниц, проповедуя свои многочисленные теории о бизнесе, а мы не только миримся с этим, но и поощряем, платя за эти книги деньги. По самой своей природе этот процесс является ошибочным. Как можно надеяться получить какую-то реальную картину, извлечь реально полезную информацию, читая книгу, которая не является специализированной, а охватывает общие аспекты бизнеса? Словно та или иная конкретная тема настолько мелкая, что можно втиснуть ее в мягкую обложку. А ведь люди пишут книги толщиной в тысячу страниц на тему анатомии стрекозы. Люди тратят всю свою жизнь на изучение и документирование вулканической лавы...

И при этом большинство авторов пытаются охватить сразу все стороны бизнеса — от его создания до зарабатывания денег, управления компанией, поиска финансирования, конкуренции и так далее, не сосредотачиваясь подробно ни на одной теме. А почему? Потому что при таком общем подходе книга смотрится умно. Даже самые абсурдные советы выглядят философскими сокровищами: не терять из вида конкурентов, слишком раннее получение прибыли является ошибкой, если вы не начинаете достаточно быстро зарабатывать, то это может убить вас, не упускать из вида таланты вне вашей компании...

Вот вам совет: не тратьте время на чтение книг по бизнесу. Именно это я говорю своим студентам.

Для большинства людей, которые интересуются бизнесом или посещают бизнес-школу, главный мотив прост — они хотят разбогатеть. Те, кто дают вам другое объяснение, как правило, обманывают вас или себя (если вас не интересуют деньги, создайте благотворительную организацию, а не бизнес). И все же я думаю, что большинство из нас мгновенно согласится: нет волшебной формулы, чтобы стать богатым.

В чем состоит настоящий секрет, который ни один автор книг о бизнесе не жаждет вам поведать? Вот в чем: не существует надежного метода зарабатывания денег, которому можно обучить, и единственное, что действительно имеет значение, — это быть умным, много вкалывать и самому добиваться успеха снова и снова. Важны миллионы мелочей, которые вы делаете каждый день, когда занимаетесь бизнесом.

Если вы ищете способы стимулировать ваш мозг в плане зарабатывания денег или если ваша жизнь настолько скучна, что штудирование бизнес-книг кажется вам более увлекательным делом, чем просмотр шоу American Idol, то продолжайте их читать. Но я сомневаюсь, что все они, включая мою, дадут тот результат, который вы ждете.

Другие откровения Эрика Лефкофски можно прочесть в его личном блоге.

Мы на facebook

2018 © Finparty
Использование материалов Finparty.ru разрешено только при наличии активной ссылки на источник.
ООО «Информационное агентство Банки.ру».
Карта сайта
Карта тегов
Дизайн — «Липка и друзья», 2015