Представители инвестиционного сообщества встретились в прошлую пятницу на ежегодной конференции НАУФОР под названием «Российский фондовый рынок 2011: вызовы те же». Их обсуждали те же участники, не дождавшиеся нового руководителя ФСФР Дмитрия Панкина.
В этом году организаторы конференции, состоявшейся по традиции в "Балчуге", решили провести ее по-новому в надежде, что формат круглого стола поможет решить старые наболевшие вопросы. Начало конференции все оттягивалось - ждали Дмитрия Панкина, руководителя ФСФР, который все не появлялся. Что он не придет, стало ясно при появлении трех его заместителей - Сергея Харламова, Александра Синенко и Елены Курицыной.
Алексей Тимофеев, председатель правления НАУФОР, представил доклад о развитии отрасли с 2005 по 2010 год, результаты оказались не радужными. Капитализация фондового рынка за отчетный период увеличилась в три раза, за 2010 года на 30%. Но если сравнить уровень прироста капитализации с ВВП, то можно увидеть совсем незначительный рост и сделать вывод, что рынок по-прежнему не играет существенной роли для экономики страны, ответил Тимофев. По его подсчетам, капитализация наиболее крупных 10 эмитентов снижается, но по-прежнему остается высокой – на них приходится порядка 60% общей капитализации рынка. Ликвидность биржевого рынка за пять лет выросла в четыре раза. Но 87% биржевого оборота приходится на первую десятку наиболее ликвидных бумаг, из них на две бумаги - Сбербанк и "Газпром" - приходится 50%.
Неутешительна и статистика привлечения капитала. Если в 2007 году российские компании разместили свои акции на $23,6 млрд, то в 2010 году - 11 компаний привлекли лишь $2 млрд, причем большинство за рубежом. "Эмиграция эмитентов - это тенденция", - отметил Тимофеев. Доля частного инвестора по-прежнему нитожна. Всего 714 000 граждан инвестирует деньги посредством брокеров, около 500 000 граждан являются пайщиками, все вместе они составляют 3% экономически активного населения. В целом российский фондовый рынок характеризуется ограниченным кругом инструментов, низкой долей долгосрочных инвесторов, и небольшим интересом к рынку со стороны иностранцев. «Мы на 68 месте среди 79 рынков», - подвел неутешительные итоги Тимофеев.
Как только речь зашла о срочном рынке, Роман Горюнов, предправления РТС, начал протестовать против озвучиваемых цифр. Но модератор сессии Олег Вьюгин, председатель советов директоров НАУФОРа и МДМ Банка, спросил его не об объемах торгов, а о слиянии бирж. Но потом переадресовали этот вопрос главе российского офиса Merrill Lynch Константину Корищенко, который еще совсем недавно имел самое непосредственное отношение к ММВБ. Он, ошеломленный, ответил: «Остается пожалеть, что мы не играем в преферанс, где можно сказать «пас». Потом помолчал, собрался с мыслями, отделался общими фразами и закончил предложением: «Если основные проблемы связаны с посттрейдингом, зачем тогда объединять биржи?».
Потом, наконец, слово предоставили Горюнову. Он тоже начал издалека: прокомментировал показатели фондового рынка и в целом экономики, охарактеризовав уровень развития страхового рынка словом «трагедия», заключив: «При этом страна заполнена деньгами, куда они уходят?». Также Горюнов отметил рынок деривативов, который был основным драйвером роста положительных показателей отрасли. А объединение бирж он назвал попыткой выхода из спячки, возможностью повысить интерес к индустрии.
Затем инициативу снова взял Вьюгин: «Прошлый руководитель ФСФР был за объединение бирж, что думает об этом новое руководство?» - спросил он у представителей ФСФР. Харламов начал с рассказа о том, что ФСФР сама находится в системе реформирования – создаются новые центры влияния и новые подразделения. Тут в разговор включился руководитель департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков: «Не хотелось бы, чтобы объединение воспринималась как попытка хоть что-то сделать». На этой фразе участники стола оживились, большинство были явно согласны с опасениями Осколкова.
Председатель совета директоров инвестиционной компании «Еврофинансы» Яков Миркин, перечислил ряд мер, необходимых для развития рынка: налоговые льготы для долгосрочных инвесторов, удобное налоговое бремя для иностранных инвесторов, фиксированный или укрепляющийся курс рубля. А Вьюгин подвел итог обсуждения слияния бирж, выразив надежду, что это усовершенствует сервис и что объединенная биржа будет прислушиваться к инициативам игроков и новым идеям, и будет лоббировать рынок.
Второй большой вопрос круглого стола касался проблемы низкой активности населения. «Как специалист с зарплатой в 11 000 рублей может заботиться о накоплениях?» - вопрошал Дмитрий Александров, президент «Национальной лиги управляющих». По его мнению, помимо низкой зарплаты на слабую активность населения влияет и низкая доходность инструментов пассивного инвестирования. Что касается накопительной части пенсии, то только три компании за все время существования НПФ переиграли инфляцию. Причем стратегия у этих компаний была «купить и забыть», отметил Александров.
С первой частью его высказывания поспорил гендиректор БД "Открытие" Евгений Данкевич: "Люди, которые зарабатывают 10 000-20 000 рублей, имеют в своем инвестиционном портфеле доллар, даже не смотря на его нестабильность и падение в этом году. Максимальный приток клиентов в брокерские компании был как раз в пик кризиса, что говорит о том, что у населения есть интерес к ценным бумагам, только оно готово покупать их по низким ценам. Подогревать постоянный интерес к акциям могли бы высокие дивиденды. В Китае, например, 5-6% годовых в виде дивидендов дают акции второго эшелона, не голубые фишки, у нас совсем не так".
Самое эмоциональное выступление традиционно было у председателя наблюдательного совета ГК «Алор» Анатолия Гавриленко: «Я не вижу на конференции ни Кудрина, ни Набиуллину, ни Медведева. Что сейчас говорить? Давайте выйдем с инициативой моратория на все нормотворчества, ухудшающие инвестклимат. Необходимо создание реальной комиссии по развитию рынка с участниками рынка. Финансовая грамотность – это задача всей страны, из-за неграмотности мы ежегодно теряем людей в недвижимости, депозитах и финансовых пирамидах. С финансовой неграмотностью нужно бороться как с курением. Хватит лебезить перед иностранным инвестором! Пора уважать российского инвестора, у него должны быть лучшие условия, лучшие права, чем у иностранного. Да, с руководством совершенно не умеем работать! Мы отпустили президента в Гонконг, он туда приехал, начал называть Дерипаску счастливчиком, что он там разместился. Какое счастье? Для нас это горе, для него счастье! (зал уже аплодировал - ред.). Нужно размещаться в России. Москва на 68 месте, а президент говорит - половину пути прошли, а я и не помню чтобы мы были на 150-том. (бурный смех - ред.). Давайте каждый начнет с себя, разработает правила, по всей стране должны быть финансовые консультанты, куда мог прийти простой крестьянин поговорить – куда вкладывать. Давайте решать те проблемы, которые можем решать мы, не Кудрин, ни Набиуллина, потому что их сейчас здесь нет. Давайте в регионах сделаем УК, управляющие пенсионными деньгами. (Обращаясь к представителям НАУФОР - ред.) Я вас поздравляю, каждый раз все лучше и лучше, огромное количество участников рынка и корреспондентов, но Медведева по-прежнему нет» - закончил раскрасневшийся от эмоций Гавриленко. Чуть позже, поостыв, он рассказал корреспонденту Finparty, что планирует в ближайшее время открывать УК в Башкортостане, эта республика интересна и там совсем нет конкуренции. Единственная сложность – это законодательное требование к уставному капиталу, посетовал Гавриленко.
Председатель совета директоров «Финам» Виктор Ремша вспомнил государственную программу утилизации автомобилей и выступил с невероятным предложением: менять бумаги обанкротившихся компаний на акции "Газпрома", на что Харламов ответил: «Не знаю, возможно ли это сделать на финансовом рынке. Жду предложений». А затем перешел на другую, не менее интересную тему: "Я согласен, что требование к уставному капиталу – основной барьер для входа на рынок новых компаний. Но мы на сайте вывесили приказ, практически оставляющий на прежнем уровне требования к уставному капиталу для профучастников, которые должны были вырасти с 1 июля". Харламов призвал присутствующих прислать свои замечения по этому проекту в ФСФР.
Затем в беседах журналистами Харламов неохотно говорил о рынке форекс, представители которого обратились к регулятору с просьбой организовать надзор за их деятельностью. «Мы рассматриваем этот вопрос, регулирование нового рынка требует административных ресурсов», - только и сказал замруководителя ФСФР.
В перерыве за отдельным столиком стояли представители региональных компаний из Тюмени и Екатеринбурга. В прошлом году на конференцию НАУФОР приезжало пятнадцать представителей региональных компаний, а в этом году прибыло всего три, рассказали они корреспонденту Finparty. «Задавили региональщиков! У меня 70% персонала работают на составление отчетности», - сетовал Александр Ерцев, директор «Среднеуральского брокерского центра».
Вторая часть конференции была посвящена новому закону об инсайде. Что было весьма необходимо финансовому сообществу – участники рынка признавались, что не могут сказать о законе ничего конкретного, кроме названия. Поэтому два последних часа конференции превратились в подробную лекцию – разбор закона по пунктам. Особенно внимательно ее слушал представитель «Коллегии адвокатов» Владимир Хренов, объяснивший, что ему скоро придется консультировать по применению закона крупные финансовые компании.
На фуршете, который завершал мероприятие, была в ходу следующая фраза: «Опять поговорили о том, как все плохо, и ничего не придумали».
|
|
Настоящее согласие действует на получение рекламно-информационных материалов о страховых, банковских и иных продуктах через мобильный или стационарный телефон посредством голосовых вызовов или коротких текстовых сообщений (SMS), с использованием Интернет-мессенджеров, на электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете. А также в целях продвижения на рынке товаров и/ или услуг ООО «Информационное агентство «Банки.ру» и/ или третьих лиц, а также предоставления информационно-консультационных и маркетинговых услуг (включая осуществление рекламно-информационных рассылок с использованием sms-сервисов, Интернет-мессенджеров, электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете.
Пользователь может отказаться от подписки на емейл-рассылку, перейдя по ссылке «Отписаться» в нижней части любой рассылки Finparty.ru.