31 марта в музее «Ингосстраха» открылась выставка фарфора одного из самых известных его производителей в Российской империи — завода братьев Корниловых. В экспозицию вошла лишь часть большой коллекции главы УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фарида Юнусова.
Перед открытием выставки гостей ждали угощения и шампанское. Играла классическая музыка, создавая сентиментальное настроение для путешествия по прошлому: некоторым представленным в музее экспонатам больше 150 лет. Когда-то фарфор считался символом успеха, а в наши дни предметы с историей высоко ценятся на антикварном рынке.
«Мы что-то отдаем, но получаем взамен еще больше, и необязательно это материальные блага, — такими словами открыл экспозицию Фарид Юнусов. — Мы ходим в театры и музеи, путешествуем — все ради позитивных эмоций, которые невозможно измерить деньгами. Собирание интересных артефактов, окружавших наших предков, доставляет не меньшую радость, тем более что оно позволяет прикоснуться к нашей удивительной и многообразной истории, почувствовать дух былого времени».
В витринах музея можно увидеть не только изделия завода братьев Корниловых. Здесь есть удивительно хорошо сохранившиеся сервизы знаменитых фабрик Кузнецовых и Гарднера, Гулиных и живописного заведения Орлова. Известно, что две трети всего дореволюционного российского фарфора производилось на кузнецовских предприятиях.
Но большая часть экспонатов — около 150 — это фарфор, произведенный в Петербурге на заводе Корниловых. Предприятие это было открыто в 1835 году, успешно действовало до 1918-го и на протяжении всего существования всерьез конкурировало со знаменитым Императорским фарфоровым заводом. Среди всех частных производителей фарфора в России Корниловы держали самые высокие цены — настолько ценились их изделия.
Конечно, частному предприятию было непросто соперничать с именитым государственным. «Но завод, созданный купцом Михаилом Корниловым, сразу задал высокую планку, — рассказал FP Сергей Набоких, управляющий частным собранием Фарида Юнусова. — Именно он первым вышел на мировой рынок, в то время как Императорский фарфоровый завод работал на потребности страны, а Кузнецовым даже их мощная деловая хватка не помогла завоевать симпатии европейцев: они удачно поставляли продукцию лишь в страны Азии. Корниловым же удалось покорить взыскательные рынки Европы и США».
Магазины с российским фарфором были открыты в Варшаве, Париже и Лондоне. В США, где продукция пользовалась большой популярностью, одним из дилеров предприятия выступала знаменитая фирма Tiffany. Любопытно, что именно на фарфоре завода братьев Корниловых впервые появилась надпись Made in Russia.
Однако корниловскому фарфору редко удается блистать на моновыставках. Тем интереснее нынешняя экспозиция, которая стала редким исключением. За почти столетнюю историю завод успел охватить множество стилистических течений: от рококо до арт-нуво, переходящего в ар-деко. Декоративные тарелки из «крестьянской» серии, изображающие лубочную деревню, подстаканники без излишеств, строгая трактирная посуда, воздушный чайный сервиз, расписанный мелкими розами, — представленные в музее предметы разнообразны, но все оригинальны и привлекательны.
Для утренней трапезы предназначались легкие чашечки, украшенные «ситцевым» рисунком. Для послеполуденного чаепития выпускались наборы более ярких и сочных цветов. Для особых случаев изготавливались сервизы, щедро расписанные золотом, в которых изысканная белизна фарфора соседствовала с плотным цветным покрытием.
«Завод братьев Корниловых отличала не только многоплановость изделий, но и верность русским традициям, — продолжает Набоких. — Именно его мастера разработали декор, имитирующий традиционную вышивку крестом. Вещей в этом «имитационном» стиле выпускалось множество: тарелки, кружки, стаканы и чайные пары. Простая цветовая гамма — красный и синий на белом фоне — напоминала узоры на крестьянских полотенцах, вышивку петухами, елочками и лошадками».
В экспозицию вошел и самый габаритный предмет коллекции — умывальный таз. Крупные фарфоровые изделия бьются в первую очередь — а этот дожил до нашего времени в идеальном состоянии. Дополняет его такой же увесистый кувшин.
Мы побеседовали с Фаридом Юнусовым о его увлечении.
— Фарид, как вы находите экспонаты для коллекции?
— В поисках мне помогает специалист по фарфору. У меня же, как у любого коллекционера, присутствует азарт охотника — стремление отыскать что-то потрясающее, уникальное. Мы с помощником задействуем все каналы — от крупнейших аукционных домов до бабушек из Замоскворечья, которым фарфор мог достаться по наследству. Как представишь, сколько всего пережила за два столетия изящная чашка, которую ты держишь в руках, она сразу становится для тебя одухотворенной.
— Как вы считаете, у предметов из фарфора бывает свой характер?
— Для меня они — живые. Если им суждено разбиться, то они разобьются. Вот прекрасный пример на эту тему — я купил две парные тарелки, и так получилось, что одна из них раскололась на три части. Она была изготовлена в начале XIX века — пережила наполеоновское нашествие, две революции и много чего еще. А я ее, неудачно вынимая из шкафа, уронил. Нашел реставратора — ее год очень кропотливо восстанавливали. И вот спустя много месяцев она ко мне возвращается, ее берет мой помощник и вдруг спотыкается. Тарелка падает и разлетается уже на сто кусочков. Так что у фарфора есть и характер, и судьба.
— Высоко ли ценятся на антикварном рынке фарфоровые изделия из России?
— Безусловно, у собирателей они вызывают интерес. Поскольку фарфор вывозили на экспорт, в мире сохранилось немало предметов, произведенных тем же заводом Корниловых. Да, можно по пальцам пересчитать сервизы с полным набором компонентов: масленками, молочниками, тарелками под сыры... Но тем интереснее их поиск. Вот возьмем английскую посуду: образцы фирм Worcester или Chelsea — это аристократизм, фарфоровая роскошь. Они красивее и изящнее кузнецовских и корниловских экземпляров. Но британских сервизов до наших дней дошло много, а русских — мало.
— Чем вас привлекает именно коллекционирование фарфора?
— Ни один материал не дает художнику столько возможностей, сколько дает фарфор. С ним можно делать фантастические вещи, сочетать с другими материалами — со стеклом, бронзой, с деревом, с чем хотите. Он переживет любой кризис и всегда останется современным. Для меня фарфор послужил ключом к пониманию русского искусства, живописи в частности. Кроме того, не забывайте, что фарфор не только доставляет эстетическое удовольствие, он еще и выгоден как инвестиции. Это хорошая альтернатива более привычным объектам вложений.
Фото: Надя Дьякова |
|
Настоящее согласие действует на получение рекламно-информационных материалов о страховых, банковских и иных продуктах через мобильный или стационарный телефон посредством голосовых вызовов или коротких текстовых сообщений (SMS), с использованием Интернет-мессенджеров, на электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете. А также в целях продвижения на рынке товаров и/ или услуг ООО «Информационное агентство «Банки.ру» и/ или третьих лиц, а также предоставления информационно-консультационных и маркетинговых услуг (включая осуществление рекламно-информационных рассылок с использованием sms-сервисов, Интернет-мессенджеров, электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете.
Пользователь может отказаться от подписки на емейл-рассылку, перейдя по ссылке «Отписаться» в нижней части любой рассылки Finparty.ru.